антиквар (anticuarius) wrote in reasoner,
антиквар
anticuarius
reasoner

Пусть грешен я, но не грешнее вас…

 

Понятие греха основано на осознании своей греховности. Чувство вины всегда основано на осознании. Например, я понимаю, что не должен был поступать так… И все же я это сделал. Грех – это поступок, совершенный при ясном осознании того, что делать этого не нужно. Само это понимание уже является основой постоянного возвращения к тому моменту, когда все еще можно исправить. И этот момент выбора заставляет меня еще долго нести ответственность за то решение, которое теперь невозможно забыть…

 Ад – это пространство, в котором  человек снова и снова возвращается в мыслях к тому моменту, когда все еще можно изменить… но изменить уже не может. Ад – это закольцованное сознание, лента Мебиуса.

 

…И в этом смысле Ад нам дан разумом и моралью. Безумный никогда не страдает чувством вины. Он иногда боится наказания, но оно всегда приходит извне.

 

Блаженный приравнен к святому потому, что отсутствие понимания греха и есть отсутствие греха. Поступок блаженного не обусловлен греховным сознанием, и потому он чист и пуст. (И потому этот поступок – вовсе не «поступок»)

 

Само грехопадение было моментом прозрения Человека. Появилось сомнение – основа любого мышления.

 

Что делает нас Человеком? Момент выбора и момент принятия решения. Постоянное балансирование на гране греха, и постоянное осознание ответственности за «поступок».

 

Проблема Гамлета – его «осознание», и при этом отсутствие «поступка». Оказавшись в точно такой ситуации, Иисус из Назарета сделал выбор.

 

В тот момент появилось кое-что новое в сознании Человека – Идеология. То, что сильнее стремления жить и быть счастливым. Готовность умереть за идею – было переворотом в сознании. До этого причина, чтобы умереть могла быть гораздо проще, но она была «естественна». Она основывалась на тех посылах, которые идут из самого человека: гордость, страх за семью и детей, ответственность за выживание народа… Но никогда это не делалось из-за Веры.

 

 Гамлет, даже когда после долгих сомнений делает выбор, все равно не верит.

 

И потому торжество сознания Гамлета – означает смерть Средневековья. Сознание Гамлета раздвоено. Он больше не уверен, что «поступок» стоит того, чтобы умереть. Он умирает только для того, чтобы доказать себе, что «сделать» – значит «поверить»…

 

Но это уже не подвиг.

 

Так сила Иисуса превратилась в слабость Гамлета…

 

Но сомнение присуще Человеку. Ведь Гамлет вовсе не бог. И потому я постоянно возвращаюсь к нему, и жду, в который раз… Что решит этот Человек? Чем закончатся его сомнения? И каждый раз я с облегчением понимаю, что он конечно Человек… именно потому,  что сомневается.

 

Дихотомия между Богом и Человеком – понимание того, что Я, имея образец поступка Иисуса,  все равно буду возвращаться к образцу мышления Гамлета.

 

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments
Гамлет не верит.
Он сомневается, потому что утратил веру, хотя это странно: у него были такие доказательства, которых не было у других- разговор с призраком.
И все-же доводы разума кажутся ему очень убедительными.
Он совершает то, что совершает, вопреки разуму- в этом его подвиг.

А грешником он стать не успел в и ад не попал: момент его греха совпал с моментом его смерти, так что он не успел испытать прелести закольцованного сознания.
<Он совершает то, что совершает, вопреки разуму- в этом его подвиг.

Ему казалось, что это подвиг. Но отказавшись от "сознания"(рациональности) в пользу "поступка", он превратился в статиста.

сознание не самоцель
и оно еще никого не спасло
Заранее прошу извинить:) Никогда не любил спорить виртуально, но тут решил влезть:)
Категорически не согласен.

"Чувство вины всегда основано на осознании."
Оно основано, скорее, на ощущении. У совсем маленьких детей есть чувство вины - хотя сознания ещё нету. Разделение "правильно-неправильно" закладывается в нас ещщё раньше, до осознания чего-либо.

"Грех – это поступок, совершенный при ясном осознании того, что делать этого не нужно"
Сознание может быть затуманено страстями перед совершением греха. Это означает, что "ясного сознания" уже не было...

"И этот момент выбора заставляет меня еще долго нести ответственность за то решение, которое теперь невозможно забыть…"
Осознание совершённого греха - ясное сознание - может наступить лишь потом.

А вот рассуждение об Аде - блестящее. ППКС.
Извините, только сейчас заметил ваш текст.

У детей нет изначально заложенного "чувства вины". Это чувство продукт Цивилизации и культурных норм. Т.е. в том возрасте, когда у ребенка "нет осознания" НЕ МОЖЕТ быть никакой вины. Ребенок вообще не чувствует чужой боли и переживаний, если его не УЧИТЬ это чувствовать.

Если "сознание может быть затуманено страстями", но при этом есть ясное понимание запретности (греховности) то чувство вины может прийти позже... Но это ничего не меняет.

Deleted comment

Нет. Перечтитайте книгу Иова.
Ваше утверждение исходит из онтологии Просвещения. Но в ней богу вообще нет места...

Deleted comment

Вы не учитываете, что я пишу о людях здоровых и в рамках культуры. Для ненормальных (или НЕкультурных) понятие греха ЗАМЕНЯЕТСЯ понятием "наказания".

Deleted comment

Я понял о чем вы говорите. Но вы имеете в виду мораль и грех, как "внешний контур". Я же говорю о "внутреннем" ПРИНЯТИИ (или не принятии) греха. О том, что вне зависимости от от мнения Церкви, каждый судит себя сам.

И соответственно я не соглесен с тем, что:

"...Блаженного из Вашего примера в случае проступка ждет наказание, вне зависимости от степени его осознания".
Гамлет и Бог - какая, в сущности, р а з н и ц а ;)
Если говорить о силе поступка, то в своей земной жизни Иисус (полностью переживающий все человеческие эмоции и страсти) ...действительно ничем не отличается от Гамлета. Вы забываете, что Иисус был не просто Богом, а Бого-Человеком...
я не об иисусе
я о боге, который вне религий
С Гамлета меньше спрос...