антиквар (anticuarius) wrote in reasoner,
антиквар
anticuarius
reasoner

Пусть грешен я, но не грешнее вас…

 

Понятие греха основано на осознании своей греховности. Чувство вины всегда основано на осознании. Например, я понимаю, что не должен был поступать так… И все же я это сделал. Грех – это поступок, совершенный при ясном осознании того, что делать этого не нужно. Само это понимание уже является основой постоянного возвращения к тому моменту, когда все еще можно исправить. И этот момент выбора заставляет меня еще долго нести ответственность за то решение, которое теперь невозможно забыть…

 Ад – это пространство, в котором  человек снова и снова возвращается в мыслях к тому моменту, когда все еще можно изменить… но изменить уже не может. Ад – это закольцованное сознание, лента Мебиуса.

 

…И в этом смысле Ад нам дан разумом и моралью. Безумный никогда не страдает чувством вины. Он иногда боится наказания, но оно всегда приходит извне.

 

Блаженный приравнен к святому потому, что отсутствие понимания греха и есть отсутствие греха. Поступок блаженного не обусловлен греховным сознанием, и потому он чист и пуст. (И потому этот поступок – вовсе не «поступок»)

 

Само грехопадение было моментом прозрения Человека. Появилось сомнение – основа любого мышления.

 

Что делает нас Человеком? Момент выбора и момент принятия решения. Постоянное балансирование на гране греха, и постоянное осознание ответственности за «поступок».

 

Проблема Гамлета – его «осознание», и при этом отсутствие «поступка». Оказавшись в точно такой ситуации, Иисус из Назарета сделал выбор.

 

В тот момент появилось кое-что новое в сознании Человека – Идеология. То, что сильнее стремления жить и быть счастливым. Готовность умереть за идею – было переворотом в сознании. До этого причина, чтобы умереть могла быть гораздо проще, но она была «естественна». Она основывалась на тех посылах, которые идут из самого человека: гордость, страх за семью и детей, ответственность за выживание народа… Но никогда это не делалось из-за Веры.

 

 Гамлет, даже когда после долгих сомнений делает выбор, все равно не верит.

 

И потому торжество сознания Гамлета – означает смерть Средневековья. Сознание Гамлета раздвоено. Он больше не уверен, что «поступок» стоит того, чтобы умереть. Он умирает только для того, чтобы доказать себе, что «сделать» – значит «поверить»…

 

Но это уже не подвиг.

 

Так сила Иисуса превратилась в слабость Гамлета…

 

Но сомнение присуще Человеку. Ведь Гамлет вовсе не бог. И потому я постоянно возвращаюсь к нему, и жду, в который раз… Что решит этот Человек? Чем закончатся его сомнения? И каждый раз я с облегчением понимаю, что он конечно Человек… именно потому,  что сомневается.

 

Дихотомия между Богом и Человеком – понимание того, что Я, имея образец поступка Иисуса,  все равно буду возвращаться к образцу мышления Гамлета.

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments